Простои автотранспорта, пути решения. Свои основные средства производства – автомобили – транспортные компании доверяют водителям, которые, находится вне контроля в течение всего рабочего времени. Водители фактически управляют деньгами компаний, добиться от них абсолютной отчетности и аккуратности крайне сложно, поэтому анализ работы каждой транспортной единицы и всего подразделения в целом обычно вызывает затруднения, и неудивительно, что при росте парка падает качество управления, а это, прежде всего, отражается на появлении простоев автотранспортных средств. В результате уменьшается прибыль компаний.
Простой автотранспорта это период в течение рабочего дня, во время которого трудовые ресурсы транспортного средства не используются. Причинами простоев могут быть разными, к примеру: «левые» рейсы водителей; вина водителя; ошибки диспетчеров; ожидание заказов; недоработки или сбои системы управления; использование неоптимальных маршрутов; поломка транспортного средства; дорожно-транспортное происшествие; погодные условия; отправка на штрафную стоянку; и так далее.
«Левые» рейсы водителей. Водитель – это, прежде всего, человек, которому присущи слабости и недостатки, в результате этого, очень часто водители используют транспортные средства для личных нужд или берут попутный груз, тем самым отнимая у предприятия время и моторесурс.
Вина водителя. Случаев, когда простой вызван виной водителя достаточно много. Например, водитель может проспать с выездом со стоянки, задержаться по личным делам и т.д. Кроме того, «плохой» водитель может не соблюдать ПДД, а это чревато дорожно-транспортными происшествиями, которые не только вызывают простои, но и могут нанести урон автотранспортному средству и перевозимому грузу.
Ошибки диспетчеров. В автотранспортном предприятии именно связка водитель-диспетчер обеспечивает оборачиваемость транспортного средства. Диспетчер дает указания и контролирует прохождение рейса, водитель старается выполнять его указания. Если диспетчер дает ошибочные команды, возникают непроизводительные простои, или ошибочные перегоны автомобиля.
Недоработка или сбои системы управления. Оптимальная система планирования должна учитывать всевозможные риски, форс-мажорные ситуации и т.д. К примеру, если связь с водителем потеряна, всегда должен быть запасной вариант передать ему необходимую информацию. Недоработанные системы не могут быстро реагировать на возникающие сложности, вследствие чего возникают неоптимальные простои. Как правило, автотранспортные предприятия используют возможности АИС. Отключение электричества или сбои таких систем могут повлечь за собой простои, прежде всего, связанные с ожиданием заказов или передачей неверной информации.
Ожидание заказов. Диспетчер периодически обзванивает водителей и проверяет их местонахождение. Делает он это раз в день или реже, в результате объективность информации о местоположении машин является достаточно низкой. Однако без объективной картины местонахождения машины и отслеживания графика перевозок диспетчеру весьма сложно планировать начало следующего рейса, поэтому периодически возникают сбои в планировании, которые приводят к простоям машин из-за временного отсутствия заказов. Также возникают непроизводительные простои, если диспетчер не смог найти заказ вовремя или отказался от такого, который мог быть выполнен.
Использование неоптимальных маршрутов. В результате выбора неверного маршрута может возникнуть множество проблем, которые впоследствии станут причиной простоя автотранспортного средства. К примеру: автомобильные пробки, непреодолимые преграды, ремонтные работы дорог и т.д.
Погодные условия. Плохие погодные условия достаточно частое явление, особенно для Российского края. Например, сильные дожди или снегопад могут вызвать «увязку» автотранспортного в дороге. В этих ситуациях, как правило, отсутствует и связь, поэтому простои могут быть достаточно длительными.
Отправка на штрафную стоянку. На посту ГИБДД водителей могут попросить предъявить документы, требование и проверка которых превышают полномочия сотрудников дорожно-патрульной службы. Например, сертификат соответствия ГОСТу на перевозимый груз. Не все грузоперевозчики прилагают к своему товару такой сертификат, поскольку законодательство не обязывает предъявлять его во время грузоперевозок. Однако отсутствие любых документов довольно часто может стать поводом остановки грузового транспорта и отправки на штрафную стоянку.
Практически все вышеперечисленные виды простоев, за исключением некоторых, можно избежать за счет использования систем управления перевозками. Они позволяют в любой момент времени определить, где находится груз и в каком он состоянии, сообщить ожидаемое время прибытия груза к клиенту и т. д. Применение таких систем означает не только преодоление простоев, но повышение качества обслуживания, а также максимизация прибыли. Уже подсчитано, что применение систем управления перевозками позволяет увеличить оборачиваемость от 10% до 40%, не говоря уже о существенном снижении рисков простоя.
Современные системы управления на базе сотовой связи могут быть скрыто, установлены на автомобиль, в результате чего, они позволяют полностью контролировать действия АТС. Вследствие этого, водители становятся более дисциплинированными, так как их контролируют, и, соответственно, ни о каких вольностях с «левыми» рейсами и простоями не может идти речи. Кроме того, за счет повышения дисциплины водителей снижается риск совершения ДТП. Бесконтрольный водитель может «перестоять» на стоянке, а потом пытаться нагнать график за счет превышения скорости или времени работы. При тотальном контроле водитель ведет себя правильно и не рискует грузом и автомобилем. Ну а снижение рисков приводит к снижению себестоимости перевозок и повышению надежности компании. Диспетчеры начинают нести ответственность перед руководителем за каждую минуту рабочего времени машины. Директор может проследить, как используется парк автомобилей, какие из них загружены, какие свободны, сколько автомобилей опаздывает и сколько находится в графике. Повышается ответственность диспетчера за принятие решений, а это вновь приводит к увеличению оборачиваемости подвижного состава.
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что внедрение системы управления перевозками приводит к целому комплексу изменений. Компания совершает качественный скачок в своем развитии, становится более открытой и дружественной для клиентов, с прозрачной системой управления, с постоянным анализом своих возможностей и резервов. Кроме того, использование таких систем позволяет полностью контролировать и предотвращать появление простоев автотранспорта.
|