Планирование грузоперевозок.
Важным моментом транспортного процесса является планирование грузоперевозок. Это характеризуется как сокращением длительности циклов коммерческих операций, так и увеличением стоимости хранения, необходимостью реагирования на изменение потребительского спроса. Заметим, что затраты на производство некоторых товаров составляют 10% стоимости товара, в то время как цена доставки может составлять до 50%. Для этого в условиях конкуренции, для привлечения покупателей является оптимизация проектирования доставки и планирование перевозок.
Проектированием планирования доставки занимается логистика.
Логисты занимаются конкретизацией и детализацией организационных мероприятий, связанных с перевозкой, это выбор маршрута и вида транспорта в зависимости от типа груза. Их целью является снижения транспортных затрат, доставка грузов точно в срок, максимальное удовлетворение требований заказчика перевозок.
В основу планирования перевозок входит расписание и графики перевозок, составленные на основе систематизации заключенных договоров, поданных заявок, изучения грузопотоков. Обследование грузопотоков может быть сплошным и опросом. Сплошное обследование осуществляется в одно и тоже время на всех маршрутах, выборочное — на отдельных маршрутах. Основные способы получения данных о грузопотоках делятся на два вида: отчетно-статистические и натурные. Отчетно–статистический способ применяется при анализе данных о прибыли от перевозки грузов на маршрутах и массы перевезенных грузов. Натурное обследование проводится анкетным или же счетно–табличным способом.
Этот материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы и расписания и графики движения.
Расписания и графики обеспечивают:
удовлетворение потребностей наибольшего числа заказчиков перевозок;
максимальное использование вместимости транспортных средств по установленным нормам;
минимизацию затрат времени на перевозку;
регулярность перевозок;
эффективность использования транспортных средств;
взаимосвязь с графиками и расписаниями других видов транспортных средств;
минимизацию порожних пробегов транспортных средств.
Виды расписаний:
сводное расписание в табличной форме (для всех маршрутов за определенный период времени);
станционное расписание по контрольному пункту (для конечных и промежуточных пунктов маршрутов);
рабочие маршрутные расписания (для перевозки грузов по разовым заявкам или же особенных грузов).
Качественным показателем планирования является регулярность движения. Движение считается регулярным, в том случае если транспортные средства выпущены в рейс точно по расписанию, своевременно проследовали через контрольные пункты и прибыли в конечные пункты по расписанию (графику) или же в пределах разрешенных временных отклонений.
При планировании перевозок так же нужно составлять систематический резерв автотранспортных средств на случай непредвиденных обстоятельств. Такой резерв составляет до 5% от количества машин, запланированных в рейс расписанием.
Помимо этого необходимо еще разрабатывать перспективные планы, позволяющие оперативно реагировать на перемены ситуаций на рынке грузоперевозок.
Эти планы базируются на аналитическом учете уже выполненных перевозок и включают в себя:
динамику перемены объемов перевозок;
классификацию заказчиков перевозок на сезонных, постоянных, разовых;
группировку грузополучателей по направлениям, дальности, объему перевозок;
анализ перемены себестоимости перевозок (с учетом амортизации);
анализ недостатков предыдущего планирования перевозок.
На этих основах вырабатываются концептуальные подходы к глобальному планированию, вырабатываются рекомендации по маршрутизации и модернизации имеющегося списочного состава автопарка.
|